Обзор китайского рынка автомобилей на новых источниках энергии в 2022 году, где скорость решает все.
Китай — страна тысячи автомобильных марок, и каждый месяц появляется новая. Китай — страна быстрого производства в почти безграничных масштабах. Китай — страна ранней политики электромобилей, с инвестициями и субсидиями для производителей и покупателей.
Китай — страна «умных» автомобилей, сочетающих в себе электрическую тягу, кабины с подключением к 5G и функции автономного вождения. Китай — это страна, где любой человек с новой идеей и грандиозными амбициями может за одну ночь стать звездой.Среди стартапов Новой Энергии (и автомобильной промышленности в целом) много людей по имени Ли, и Ли Инан хотел стать одним из них. Он уже был звездой в возрасте 15 лет, гораздо более яркой звездой в 27 лет, и теперь, когда ему чуть за 50, он хотел присоединиться к клубу рок-звезд автомобилестроения, таких как Уильям Ли, Ли Сян и Хэ Сяопэн. Он создал свой собственный стартап NEV под названием Niutron и разработал прочный внедорожник под названием Ziyoujia NV со всеми необходимыми характеристиками. При цене около 300 000 юаней он вышел на арену, где Tesla, NIO, LI Auto, Xpeng и многие другие боролись за звание самой большой звезды.
Niutron Ziyoujia NV
Ноябрь 2022 года не был удачным месяцем для китайских стартапов NEV. Тревожные сообщения поступали отовсюду, но самым большим из них была неудача запуска Niutron. В коротком сообщении в социальных сетях Niutron сообщил, что Ziyoujia NV не будет доставлен, и все 25 000 держателей бронирований получат компенсацию. Возник вопрос, есть ли еще место для еще одного нового электрического бренда? Что ж, на этот вопрос сложно ответить, но сага о Niutron, безусловно, свидетельствует о том, что времена меняются.
В этой статье рассматривается рынок NEV в Китае в 2022 году. события вокруг Niutron образуют красную линию, но позже в статье появится более широкая перспектива. Это большое чтение, но я надеюсь, что оно вам понравится.
Гений-ребенок
Чтобы понять все это, давайте сначала взглянем на впечатляющее резюме Ли Инаня до того, как он захотел стать производителем автомобилей. Ли родился в 1970 году в городе Чанша (провинция Хунань). Информации о его детстве не так много, но он впервые попал в заголовки газет в возрасте 15 лет. Ли был одним из 23 подростков, поступивших в университет Хуажонг (Ухань, провинция Хубэй) в очень юном возрасте. Университет проводил поиск молодых ИТ-талантов по всей стране, и группа из 23 человек стала известна как «гениальные дети».
Многие из гениальных детей сделали академическую карьеру, но не Ли Инан. Он закончил аспирантуру в 1993 году и присоединился к сети & IT-компания Huawei в качестве стажера. На второй день работы Ли получил повышение до инженера, а через две недели стал заместителем генерального директора отдела исследований и разработок. В то время Huawei была еще молодой компанией, основанной в 1987 году Жэнь Чжэнфэй, и полагалась на реверс-инжиниринг конкурентов. продукты для завоевания доли рынка. Однако Ли руководил разработкой первой собственной серии сетевых продуктов, маршрутизаторов и коммутаторов Huawei собственной разработки.
Ли Инань
Восхождение Ли на вершину не остановилось. Два года спустя он стал техническим директором компании, а в возрасте 27 лет был принят в совет директоров как самый молодой вице-президент Huawei. Всем было ясно, что Ли был личным учеником Жэнь Чжэнфэя. Тем не менее, Ли не без оснований предложил, реализовал и возглавил переход Huawei от проводных сетей к беспроводным GPS. Это решение направило компанию на путь беспрецедентного роста.
Мастер побеждает ученика
В конце 1990-х Жэнь Чжэнфэй хотел оптимизировать бизнес-структуру Huawei, передать второстепенные функции на аутсорсинг и сосредоточиться на основных технологиях. Он создал фонд для поддержки сотрудников, начинающих собственное дело. В обмен на некоторую сумму эти предприимчивые сотрудники могли создавать компании для аутсорсинга деятельности Huawei. По драматическому повороту событий в 2000 году Ли Инань решил воспользоваться этой программой. Он ушел из Huawei, собрал немного средств и основал Harbour Networks, собственную сетевую ИТ-компанию.
Вместо того, чтобы поддержать Huawei, Ли выступил прямо против него. Harbour Network начала работать на тех же рынках, что и сама Huawei, что сделало две компании прямыми конкурентами. Конечно, теперь имя Huawei стало общепризнанным, а Харбор был новичком в городе, так что это не было равным игровым полем. Но Harbour вторгся на рынок, и к 2003 году Жэнь Чжэнфэй начал беспокоиться. Он начал программу, чтобы напрямую конкурировать с любым продуктом, производимым Харбором, и подрывать его. Стратегия сработала, и в 2006 году Ли был вынужден продать Harbour Networks компании Huawei. Мастер избил ученика.
Это также означало, что Ли Инан вернулся в старое гнездо, но на этот раз его отношения с Реном очень быстро обострились. Рен сначала отправил его в США (для поиска партнеров и субподрядчиков), а затем назначил главой отдела коммуникаций и терминалов, чтобы как можно шире развивать таланты Ли. По словам Рена, то есть. Сам Ли чувствовал себя спрятанным на черной работе. Ни для кого не секрет, что он много времени проводил в отделе исследований и разработок, где вмешивался в разработку мобильных телефонов.
Извилистый путь
Было ясно, что вторая работа Ли в Huawei не была очень счастливой, и в октябре 2008 года он снова ушел в отставку. Это было началом периода смены работы в его карьере, когда он, казалось, не мог найти его прежние дни. Сначала он пришел в Baidu в качестве технического директора, но это продлилось всего полтора года. Следующим был China Mobile, где он был генеральным директором Infinite Xunqi. Однако мобильные телефоны не сделали его счастливым.
Поэтому в 2013 году Ли попробовал совсем другое. Он стал партнером Jinshajiang Venture Capital (известного во всем мире как GSR Ventures), хедж-фонда, который инвестировал во многие стартапы, в том числе в сервис по поиску автомобилей Didi Chuxing. Ли также начал инвестировать собственные деньги, и по крайней мере одна из его инвестиций (в Digital Horizon) принесла ему десятки миллионов, когда компания стала публичной.
Скутер Niu
Перелом произошел в 2014 году, когда Ли встретился с Ху Илинем, который искал инвестиции в свою недавно созданную компанию Niu Electric Technology. Ху хотел делать умные электрические скутеры, и Ли понравилась эта идея. Он инвестировал, и сценарий, подобный Илону Маску, быстро развернулся. Ли уволился с работы в GSR Ventures в 2015 году, чтобы стать генеральным директором Niu Electric на полную ставку, затмив первоначального основателя. Ли нашел свое новое призвание.
Он потратил миллионы на разработку модного электрического скутера, которым можно было управлять с помощью смартфона. Он ориентировался как на молодых, городских и модных частных покупателей, так и на быстрорастущий рынок проката велосипедов. А когда пришло время покорять рынок, Ли Инань оказался… в тюрьме.
Потерянное время
Работая в GSR Ventures, Ли получил некоторую инсайдерскую информацию от бывших коллег Huawei из технологической компании Huazhong CNC. Он использовал счет своей матери и зятя для торговли некоторыми акциями и получил прибыль в размере около 300 000 долларов. Большое количество для обычного человека и скромное количество для Ли Инаня. Однако Совет по ценным бумагам Шэньчжэня заметил эту сделку, и Ли был признан виновным в инсайдерской торговле. В июне 2015 года он был заключен в тюрьму на 30 месяцев и оштрафован на 1 миллион долларов.
Пока Ли сидел в тюрьме, у Niu Technology были проблемы. Некоторые инвесторы ушли, но другие сохранили компанию. В отсутствие Ли Niu начал завоевывать рынок, увеличив производство до полумиллиона скутеров в год. Так что, хотя он и пропустил бум на рынке акций, его компания преуспела в нем. В декабре 2017 года Ли был освобожден из тюрьмы. Он быстро ушел из Niu, потому что компания готовила IPO на бирже NASDAQ, а осужденный преступник в качестве генерального директора не выглядел хорошо. Однако он остается крупнейшим акционером даже после IPO.
Скутер Niu
Планы Ли относительно электрического транспорта не ограничивались скутерами. Еще до тюремного заключения он думал об автомобилях. В 2018 году он основал Niutron New Energy Technology, чтобы выйти на рынок легковых автомобилей. Как оказалось, его два с половиной года в тюрьме были дорогостоящей тратой времени, потому что теперь он сильно отставал. В 2018 году многие стартапы NEV представили свои первые автомобили, и рынок был готов взорваться.
Скорость решает все
Ли Инан знал, что упустил время, поэтому все, что он мог сделать, это поторопиться. Ускорьте разработку автомобиля, чтобы его можно было запустить, пока еще есть окно возможностей. И поэтому Niutron решил в значительной степени полагаться на поставщиков. Для аккумуляторов это обычная стратегия, но Niutron отдал на аутсорсинг почти все, от приводных двигателей до интеллектуальных кабин. Niutron с гордостью заявляет, что является производителем автономных автомобилей, но система автономного вождения полностью разработана Horizon Robotics. Тем не менее, это позволило Ли перейти от основания компании к запуску производства менее чем за четыре года.
Ах да, производство — ахиллесова пята многих стартапов NEV. Ли выбрал контрактное производство, опять же в интересах скорейшего выхода на рынок. Niutron не имеет производственной квалификации, поэтому ему нужен производитель, у которого она есть. Ли предположил, что нашел его в Dacheng Automobile, но именно там он «делал все быстро». стратегия провалилась.
Ниутрон Зиюцзя Н.В.
Dacheng Automobile — автомобильный завод, основанный в 2014 году в городе Чанчжоу (провинция Цзянсу). Первоначально он служил в цепочке поставок Zotye, производя автомобили Zotye Domy. Однако он принадлежал не непосредственно Zotye, а Ву Сяо, сыну Ву Цзяньчжуна, бывшего председателя Zotye. В 2018 году Dacheng начала выпускать автомобили под маркой Dorcen, это были рестайлинговые автомобили Zotye Domy. Он также купил Jiangxi Light Vehicle, который производил пикапы JMC Qiling. Звукосниматели также были переименованы в Dorcen.
В 2020 году у Zotye возникли финансовые проблемы, и она подала в суд на банкротство. Крах бренда унес с собой ряд компаний в цепочке поставок, в том числе Dacheng. С конца 2020 года Dacheng не производила никаких транспортных средств и сама находилась в режиме выживания. В конце 2021 года появилось новостное сообщение, в котором говорилось, что BYD приобретет завод в Цзянси, а Niutron – завод в Чанчжоу. Часть BYD была правильной, но Дачэн спас завод в Чанчжоу за счет выручки от продажи BYD и некоторой помощи местного правительства. Тем не менее Niutron переместил свои офисы в Чанчжоу и сделал Dacheng своим контрактным производителем.
Завод в Даченге с вывеской Niutron
Дебют Niutron на рынке должен был состояться весной 2022 года, но из-за карантина Covid он был отложен. И это было решающей ошибкой. К тому времени, когда Niutron был готов к запуску в декабре, завод в Дачэне простаивал уже более двух лет. Это автоматически приостанавливало действие разрешения на производство, вынуждая компанию повторно подавать заявку и заново проходить все бюрократические процедуры и проверки. Это оставило Niutron без завода, не оставив другого выбора, кроме как отменить все 25 000 полученных заказов.
Вы отпускаете педаль на мгновение, и вы остаетесь в Китае’ крысиные бега NEV.
Сдвиг рынка
В течение нескольких лет китайский рынок NEV был стартапом и пионером. Они определили направление и темп. Появление Tesla усилило чувство срочности, и в 2020 и 2021 годах рынок прошел через американские горки. NIO, Xpeng и LI Auto достигли вершины, Leapmotor и Neta присоединились к ним как выжившие стартапы, как только дверь начала закрываться. . Covid в Китае никуда не делся, сбои в цепочках поставок ползли вверх, глобальная инфляция и война в Украине начались. Все это изменило рынок, свободные деньги исчезли, и инвесторы предпочли безопасность возможностям. Игра перешла от идей и обещаний к исполнению и брендингу.
В 2022 году устаревшие китайские производители, наконец, ответили с размахом. BYD и Aion показали, как увеличить производство, и мы увидели приток новых устаревших брендов высокого класса. На рынок вышли Zeekr от Geely, Feifan (Rising Auto) и Zhiji IM от SAIC, Voyah от Dongfeng, Shenlan и Avatr от Changan, а также Aito от Seres и Huawei. Вскоре к ним присоединятся Great Wall и BYD со своими высококлассными брендами SAR и Yangwang. Это совершенно другой ландшафт, чем год назад.
И Niutron был не единственным, кто проиграл. Давайте рассмотрим еще два примера.
Четыре года назад WM Motors (Weltmeister) была стартапом номер два после NIO, но 2022 год для них был ужасным. Им не удалось угнаться за темпами инноваций, и им не удалось вывести на рынок свой седан M7. Продажи упали в рекордном году для New Energy Vehicles. Это так плохо, что WM Motors сейчас находится в режиме выживания. Сотрудников увольняют, а тем, кто может остаться, уменьшают зарплату на 30 или 50%. WM задерживает платежи поставщикам и вынужден закрыть большое количество торговых точек. Как я уже говорил о Niutron, скорость решает все, а WM слишком медленный.
Hengchi 5 – Источник: Викикоммонс
Hengchi, торговая марка Evergrande Auto, грозит стать еще более громким провалом. Их первая модель (из десятка анонсированных) появилась в анонсах МИИТа в середине года. Но тревожное положение материнской компании Evergrande Real Estate вызвало много неуверенности у потребителей, и они высказали всевозможные опасения на сайте МИИТ. Обычно тривиальная процедура вдруг стала обузой. Hengchi была вынуждена обеспечить финансовую безопасность своих клиентов, что она и сделала, перенаправляя все деньги за бронирование и депозиты через счет условного депонирования. Это задержало запуск внедорожника Hengchi 5 на несколько месяцев.
Как только он появился на рынке и первые 100 автомобилей были доставлены платным клиентам, социальные сети начали оживляться. Новые владельцы стали выдвигать на первый план длинный список проблем с качеством автомобиля, всевозможные электронные глюки, от графики пользовательского интерфейса, не выстраивающейся на экранах, до того, что машины вообще не заводились. Как только фабрика заработала, она снова остановилась. Hengchi также уволил рабочих и снизил заработную плату. И неясно, производят ли они автомобили. В сообщениях говорится, что фабрика приостановлена, и, хотя Хенгчи это отрицает, нет опубликованных отчетов о продажах или производственных данных.
Движение, чтобы выжить
Есть ли у этих производителей NEV шанс на выживание? Что ж, они обязательно постараются. Niutron сократила штат сотрудников до абсолютного минимума и, как сообщается, в настоящее время ведет переговоры о заключении производственной сделки с Shandong Guojin Automobile. Guojin — это стартап NEV, печально известный копией Citroen Picasso, которую они сделали несколько лет назад. Шансы на успех, вероятно, очень малы.
Sinogold GM3 компании Guojin, копия Citroen
Основатель WM Motor Шен Хуэй некоторое время назад инвестировал в бывшего немецкого производителя спортивных автомобилей Apollo. Ранее Apollo была модернизирована другими китайскими инвесторами, и теперь это в основном инженерно-консалтинговая компания, но зарегистрированная на Гонконгской фондовой бирже. Ходят слухи, что Shen Hui объединит WM и Apollo и получит бэкдор-листинг WM в Гонконге. Таким образом, он может снова получить доступ к новым деньгам.
Сообщается, что Hengchi, по крайней мере, планирует новую схему. Китайские СМИ предполагают, что Evergrande Real Estate попытается оживить рынок жилья, предложив «купи дом, получи машину бесплатно». Этот автомобиль, конечно же, будет моделью Hengchi. Если это окажется правдой (и это сработает), это гарантирует некоторое производство для Hengchi. Но будет ли этого достаточно, чтобы профинансировать их амбициозные планы еще на десять новых моделей через несколько лет и продать миллионы автомобилей к концу десятилетия, еще неизвестно.
Тем временем игра NEV между стартапами и наследствами начинает влиять и на других. Дилерский центр Audi недавно разместил на витрине магазина метровую вывеску с надписью «Мы тоже продаем электромобили». Mercedes-Benz снизил цены на свои новые модели EQE и EQS, некоторые модели даже на 30 000 долларов. То же самое касается BMW, китайские СМИ сообщают, что дилеры предлагают скидки до Скидка 10 000 евро на модели i3 и i4 со стандартной цены. Похоже, даже Tesla сталкивается со снижением спроса.
Отчаянный дилер Audi в Китае
Экономические перспективы Китая по-прежнему далеки от радужных. Блокировки Covid, возможно, остались в прошлом, но теперь люди заболевают в большем количестве. США продолжают находить новые протекционистские меры и ограничения в торговле с Китаем. Жилищный вопрос далек от решения. Многие субсидии NEV закончились в январе. Итак, рыночные аналитики прогнозируют, что рост продаж NEV резко замедлится. В 2022 году продажи NEV выросли почти на 100% и составили около 7 миллионов автомобилей, консенсус относительно 2023 года, похоже, составляет 10 миллионов (или увеличение на 50%). Это только усложнит битву.
Устаревшие производители показали, что они могут ответить на призыв стартапов. Они могут делать не менее привлекательные NEV, а при поддержке технологической индустрии страны — почти такие же передовые. Более того, у них преимущество масштаба, а с этого года преимущество доступа к деньгам. С другой стороны, стартапы NEV продемонстрировали большую гибкость, они очень хорошо общаются со своими клиентами и имеют преимущество в скорости. Почти невероятно, как быстро они могут выводить на рынок новые продукты.
У нас есть все необходимое для захватывающего нового года. Есть несколько вещей, на которые стоит обратить внимание. Мол, кто будет раздавлен на поле боя NEV? Иностранные бренды, менее финансируемые стартапы или китайское наследие недостаточно быстро реагируют на новые тенденции? Что означает изменение рынка для новых стартапов, которые еще не запущены, таких как BeyonCa или Xiaomi? Будут ли они продвигаться вперед или просто сдадутся? И, возможно, в меньшей степени, смогут ли стартапы, ориентированные на нижний сегмент рынка (Leapmotor, Neta), завоевать мейнстрим?
Ответы через год, когда мы, вероятно, глядя на другой перестроенный рынок, полный сюрпризов. Будем надеяться, что Ли Инан сможет снова нажать на педаль акселератора. Просто помните, что когда речь идет о транспортных средствах с новой энергией, скорость решает все!
Дополнительная литература:
Здесь вы можете найти все серии статей, посвященные истории основных китайских автопроизводителей.